Открытый показ

РОЛЬ ДИСКУССИОННОГО КЛУБА «ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ»  В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЗАКРЫТОГО ТИПА

О.Н.Смирнова (Дёмочкина)

Деятельность дискуссионного киноклуба «Открытый показ» успешно реализуется на базе ГКО СУВУ г.Октябрьска с 2017 года. Данная программа содержит цикл тематических мероприятий, который рассчитан на 3 года. Это максимальный срок пребывания в образовательной организации закрытого типа подростков, направленных  в учреждение решением судебных органов.
Работа с трудными подростками требует нестандартного подхода к  организации профилактической работы. Дискуссионный киноклуб — это увлекательная, эмоциональная, доступная и эффективных форма проведения тематических мероприятий в работе с данной категорией детей. В ходе программы воспитанники и взрослые просматривают художественный фильм на заданную тему и по окончании фильма обсуждают события, происходящие в нем. Острота обсуждения художественного или анимационного фильма влияет на сознание подростка, заставляет предельно мобилизовать и концентрировать запас знаний и личных наблюдений. В «Открытом показе» принимают участие гости клуба и приглашенные специалисты. Кроме того, темы «Открытого показа» могут формироваться с учетом плана мероприятий школы.
Целесообразность проведения занятий в форме дискуссионного киноклуба состоит, с одной стороны: в организации неформального общения между подростками и педагогами, с другой стороны, подросткам предоставляется возможность сформулировать собственный взгляд на многие, довольно сложные, сферы жизни, возможность увидеть другие точки зрения, сравнить их, подтвердить или скорректировать собственный взгляд на жизнь.
При этом важно учитывать, что работа в форме киноклуба требует активного участия ведущего. Его задача – не просто обеспечить совместный просмотр фильма с подростками, но и организовать его обсуждение после просмотра. Важно, чтобы ребята чувствовали себя свободно и раскованно, могли  говорить свои мысли вслух, получать вовремя обратную связь от ведущего. При этом проявлять взаимное уважение друг к другу – не перебивать говорящего, внимательно слушать и четко излагать свою точку зрения.
Тематика фильма должна быть интересна и понятна подросткам. Организуя обсуждение фильма с ребятами, специалисту нужно учитывать индивидуальные особенности и возрастные потребности ребят. Просмотр и совместное обсуждение фильмов  позволяет решать множество профилактических задач:
— развитие психологической компетентности: знакомство с различными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли и т.д.) и обучение взаимодействию с ними;
— развитие эмоциональной сферы;
— обучение участников навыкам эмпатии, определение собственных чувств и эмоциональных состояний партнёра по общению;
— развитие навыков решения проблем;
— расширение поведенческого репертуара участников группы;
— снятие стресса, фильм и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а так же обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении.
Кроме того, работа с фильмом  позволяет увидеть, что существует большое количество конструктивных и позитивных способов решения какой-либо проблемы.
Эффективность в работе по данной программе, зависит от регулярности и системности проведения дискуссионных занятий, и не смотря на внешнюю простоту их проведения, требует тщательной и кропотливой подготовки – подбор и формулирование вопросов для обсуждения, анализ предполагаемых ответов, правильная расстановка акцентов в ходе дискуссии, использование методов голосования и интервью.
Перед началом фильма или накануне его просмотра обязательно нужно озадачить ребят несколькими предварительными вопросами, которые впоследствии обязательно войдут в обсуждение. Это поможет им сконцентрировать внимание на тех фрагментах, которые принципиально важны для понимания сюжета или смысловой нагрузки кинофильма. Кроме того, это изменит представление о кино, как о развлекательном и легковесном времяпрепровождении, которое ни к чему не обязывает, а просто позволяет расслабиться.
По окончании обсуждения организуется интерактивное голосование «Живая анкета», которая позволяет организовать физическую разминку, а также подвести итог просмотра фильма и его дискуссионного обсуждения. Ведущий зачитывает вопрос, помощники ведущего (педагоги) держат таблички с вариантами ответов (одна рука поднята для подсчета голосов). Ребятам нужно выбрать ответ, подойти  к педагогу, и дотронуться до его  поднятой руки.
Среди  фильмов, имеющих профилактическое значение для воспитанников и используемых как материал для дискуссионного киноклуба «Открытый показ» можно выделить следующие:
— «Уличный кот по кличке Боб» (профилактика употребления наркотиков);
— «Меня зовут Кхан» (профилактика экстремизма и межнациональной розни);
— «Пацаны» (профилактика правонарушений);
— «Мальчик в полосатой пижаме» (профилактика геноцида);
— «Офицеры» (патриотическое воспитание)  и др.
Универсальность киноклуба «Открытый показ» заключается в том, что количество фильмов, возможных  для просмотра велико,  и по любой злободневной проблеме, требующей профилактического вмешательства, фильм может быть подобран.